Новости

Особенности ткачества в Америке

25.06.2014

Все больше находок на территории американского континента убеждает специалистов в том, что развитие ткачества было доступно древнему человеку задолго до появления инкской цивилизации.

По примеру все тех же древних египтян в раскопках индейских поселений находят образцы материй, содержащих как простое полотняное сплетение, так и перевивочные и саржевые переплетения. На полученные ткани наносили узоры сложных геометрических форм, занимались окрашиванием тканей вручную.

Для получения тканей использовались льняные волокна, трава, волосяной покров, состриженный с опоссумов, кроликов и бизонов. Впоследствии шерсть стали прясть. К знакомству с хлопком индейцы пришли одновременно с аборигенами, населявшими старый континент. Принцип ткацких станков очень схож с найденными устройствами при раскопках в Египте. Правда, на месте челнока, используемого египтянами в утке, стоял специальный прутик определенной длины.

Каменные пещеры в горах Озарк таят массу артефактов в виде тканых сетей для ловли рыбы, костюмов из птичьих перьев, травяных мокасин, кувшинов, завернутых в остатки древней ткани и перетянутых веревками.

О чем говорят находки племен майя и навахо

Из особо прочных тканей первобытные мастера вили корзинки, они датированы 2 тысячелетием до нашей эры. Следом за «корзинщиками» жители североамериканских территорий начали использовать дикорастущие растения. Они научились комбинировать и сочетать в полотнах волокна хлопка и птичьих перьев. Этому искусству сохранились документальные подтверждения в виде письменных посланий древних индейских племен.

Самыми лучшими ткачами оказались индейцы племени навахо – они переняли культур испанцев, колонизировавших континент, и даже перещеголяли их в мастерстве. Их ткани отличаются сложностью рисунка и искусностью выделки. Это искусство дожило до наших дней – женщины навахо до сих пор используют в ткачестве ручные станки, мастеря пледы с необыкновенными узорами, которых передаются зрительно по наследству каждому поколению от предков. Примечательно, что в каждом изделии обязательно есть место, где рисунок как бы сбит – это делается с целью извлечения «злых духов» из сотканной вещи.

К сожалению, о мастерстве ткачей майя до нас дошли лишь фрагменты и небольшие кусочки тканей, а также своеобразные прялки. Судить о том, насколько ткачество было развито и на каком уровне оно было у этого племени, можно лишь по керамике и фрескам, дошедших до наших дней.